simple_kot

Дмитрий Котуков

Я влюблен в тебя, Россия, влюблен...


Previous Entry Share Next Entry
simple_kot

Политтехнологии тогда и теперь

Как это было тогда

Пионеры российского пиара начали свою бурную деятельность, еще когда о губернаторских выборах никто и не думал. Будущий депутат Госдумы ныне покойный Сергей Юшенков в 1989 году азартно расклеивал агитационные листовки во время первых альтернативных выборов депутатов Съезда народных депутатов СССР. Оппозиционным депутатам-демократам помогал тогда и один из нынешних ветеранов политтехнологического цеха Игорь Минтусов, руководитель первой российской пиар-фирмы «Никколо М»:


— Я хотел изменить страну, в которой жил, — вспоминает он. — Вместе с Виталием Третьяковым я создал в газете «Московские новости» независимое социологическое агентство, и это был первый шаг в профессию — мы узнавали, что же на самом деле думает «весь советский народ», за который привыкла говорить коммунистическая партия. Вторым шагом стало то, что я начал объяснять, что делать с результатами этих опросов демократам, людям мне лично и политически симпатичным. Ну а дальше это превратилось в сферу профессиональной деятельности.

В личной беседе Игорь Минтусов меньше всего напоминает зловещего серого кардинала — интеллигентный, тихий, немного даже занудный профессор, рассуждающий на темы, имеющие весьма опосредованное отношение к практике пиарщицкой жизни. А ведь именно его многие считают творцом победы Бориса Ельцина (на президентских выборах 1996 года) и чуть ли не половины тогдашних региональных боссов.

— Вы знаете, гонорар мне на пятьдесят процентов платят за мои советы и на пятьдесят — за то, что я никому больше их не даю, — кажется, единственный раз за полтора часа Минтусов выдает свою профессиональную тайну и вновь принимается рассуждать на любимые абстрактные темы.

— На рубеже восьмидесятых — девяностых все это было полукустарным производством, почти что благотворительной помощью, — утверждает Константин Калачев. — Профессиональной работа стала только тогда, когда за нее начали платить адекватные деньги. И тут мы все, участники рынка, должны быть благодарны Ефиму Островскому.

Островский действительно живая легенда отечественного пиара. Выпускник Института стран Азии и Африки, полиглот, в конце восьмидесятых активный демократ, организатор многотысячных митингов в поддержку Бориса Ельцина «под копытом» — у памятника Юрию Долгорукому в Москве, — он первым убедил политиков, что такая работа стоит денег, и немалых.

— Я помню, как для одного важного клиента он на день снял целый этаж в гостинице «Украина» и подъехал к нему на шикарном белом лимузине, тем самым дав понять, что разговор будет с солидным человеком, — вспоминает Калачев.

По словам знающих людей, Островский мог буквально за пару часов запросто убедить непробиваемого чинушу отдать несколько сот тысяч долларов под залог будущего успешного пиара. Ему не было и тридцати, когда он стал считаться патриархом российского политического консалтинга.

По словам Игоря Минтусова, на вопрос о том, откуда политтехнологи приходили в профессию, пять человек дадут пять разных ответов. Кто-то, как он, из научной среды, кто-то, как первый главный редактор компании «ТВ-6» Гай Ханов, из журналистики, кто-то из сферы психологии, кто-то и вовсе из советского агитпропа. Но есть еще три магические буквы, которые то и дело произносят успешные пиарщики, размышляя о том, как дошли они до жизни такой: КВН.

— Не было бы КВН — не было бы российского пиара, — уверен один из наших собеседников. — Лучшая школа креатива, научившая захватывать и уже не отпускать внимание зрителей, роль которых в данном случае играло все население страны. Если кто-нибудь когда-нибудь будет писать историю российского политического консалтинга, то он просто обязан внимательно изучить лучшие выступления кавээнщиков восьмидесятых: оттуда мы черпали свое вдохновение.

В тотальный политический КВН страна погрузилась в середине девяностых.

Как это будет теперь

На первый взгляд вопрос о смене поколений пиарщиков сегодня не стоит. Прежде всего потому, что все последние годы рынок находился в состоянии вялотекущего умирания и особого желания теснить «стариков» ни у кого не возникало. Но в свете грядущего воскрешения политконсалтинга на рынке может стать тесно. Прокремлевских кандидатов вполне могут обслужить молодые люди, прошедшие пропагандистскую школу «Наших» и прочих молодежных движений, а конкуренцию им, возможно, составит определенная часть оппозиционных гражданских активистов — прежде всего из журналистской среды, которая не пойдет в публичную политику сама, но с удовольствием поможет идеологически близким претендентам. А потом, как Игорь Минтусов на заре новой России, сделает эту помощь основной профессией.

Живой классик отечественного пиара Глеб Павловский убежден, что на первом этапе ветераны рынка политтехнологий — люди и без того не самые открытые — едва ли захотят афишировать свое участие в губернаторских кампаниях:

— Я думаю, что борьба пойдет преимущественно за сохранение действующими губернаторами своих позиций. Вокруг них сформировались мощные комплексы собственности, тесно связанные с экономикой конкретного региона. И они будут бороться за то, чтобы сохранить контроль над этими комплексами, опасаясь, и совершенно справедливо, что новый претендент захочет их отнять, заставит поделиться. Политтехнологии в данном случае станут частью рынка политической коррупции, потенциально рискованной. Те, кто будет работать на этом рынке, рискуют разделить с заказчиком-политиком — в случае ухода — его политическую судьбу и даже в известном смысле его судебные дела. Это, однако, не означает, что ветераны рынка с него уйдут. Они станут заниматься выборами через аффилированные структуры, формально с ними не связанные.
источник


promo simple_kot december 23, 2013 09:01 124
Buy for 500 tokens
Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Котуков. Живу я в городе Самара. Продолжаю публикацию необычных репортажей в формате "один мой день". Последний, если вы помните, был с сельским участковым. Сегодня вместе со мной вы побываете на пресс-конференции Путина. Надеюсь, вам будет интересно.…

  • 1
Про КВН - заЧОТ))) В точку- страна КВНа!

КВН - наше все)

Мне кажется, такая вещь, как политический пиар, медленно умер. Все стандартно и противно до тошноты. Ни креатива ни новизны. Скучно. Помню, текст один писала как-то. В предвыборку. Свободу действий дали. Вот это я понимаю... Резонанс тогда статья вызвала... Но это - один случай из всех последних выборных акций лет за 8.

Я понимаю, что белый медведь рулит и мало что поменяется. Но хоть бы подавали интересно. Или считается, что раз результат выборов известен, то и напрягаться не с руки? Или с мозгами и креативом все хуже становится?

Я с тобой согласен. Более того, подобные действия только обостряют ситуацию. Нужны новые, не стандартные, а порой радикальные шаги. Сейчас еще есть возможность все поменять, потом будет поздно)

Думаешь, еще есть возможность?)) Где их взять, хороших политтехнологов? Единицы. Власть говорит ходить прямо и направо. А пиарщик априори ровно ходить не должен уметь. Даже по приказу )))

Дима, Дима даже не знаешь, о какой фантастике грезишь

на последних выборах была полная и блевотная деградация, калька 2010 года на 100%, поговори с журналистами холдинга и не только - будут долго плеваться и отплевываться. царил Абсурдистан

а недавнее использование Левой баптистов в Тольятти - вообще запредельная хуйня

Зачем мне говорить с кем-то, я все это видел.

  • 1
?

Log in